Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Анализ данных

Продуктовая аналитика в GeekBrains: обзор учебного курса

Чтобы вы понимали, кто и чему учит на новом курсе продуктовой аналитики в GeekBrains, мы подготовили «панорамный» обзор специальности: задали вопросы кураторам каждого из пяти учебных блоков. Хотелось показать вам детализированную и объемную картину: какие темы и инструменты изучат студенты за четыре с половиной месяца.

В статье тематические модули рассмотрены не по порядку следования в учебной программе, а по логике: от более общих вопросов — к частным.

Unit-экономика, аналитика продукта и бизнес-метрики

Елена Чернышева — 10 лет работает с разными видами B2B- и B2C-продуктов в сфере мобильной и веб-разработки, а также сбора данных. Участвовала в создании продукта для FMСG-производителей и торговых компаний, перезапустила сервис «Яндекс.Справочник», развивала B2C-направление сервиса «Яндекс.Недвижимость». Сейчас — product-менеджер «Яндекс.Шеф».

— Елена, привет! Первый вопрос о профессии продуктового аналитика: что он делает на практике, что должен уметь и какими инструментами владеть?

— Аналитик знает цели бизнеса и помогает ему принимать лучшие решения на основе данных.

Основное, чем занимается продуктовый аналитик:

  • собирает и готовит данные для анализа;
  • автоматизирует обработку данных и другие рутинные задачи, которые съедают время;
  • создает инфраструктуру, которая позволяет клиенту самостоятельно готовить отчеты;
  • проводит исследования, анализирует метрики, изучает поведение пользователей;
  • строит и проверяет гипотезы;
  • и главное — находит точки роста для бизнеса.

Если работа выстроена правильно, аналитик не отвлекается на повторяющиеся задачи.

Чтобы создать хорошую систему аналитики, нужно знать, где брать данные внутри и вне компании, как проверять их точность и полноту. Именно этому студенты научатся на моих занятиях.

В блоке продуктовой аналитики мы выясним, как перевести цели бизнеса в конкретные цифры и выстроить систему метрик. Как исследовать поведение пользователей и на этой основе находить места для улучшения в продукте. Что делать, если данных нет или недостаточно. Я покажу, как проверять гипотезы с помощью A\B-экспериментов и не только.

В других блоках курса студенты освоят инструменты аналитика, такие как Power BI и Python.

— Любому ли бизнесу нужны такие специалисты? Где они востребованы прежде всего?

— Любому бизнесу, который относится к тому, что он делает, как к продукту, или хочет перейти на такой подход. В России product-менеджеры и аналитики есть в штате 75 % самых богатых компаний Рунета по версии Forbes. Продуктовую аналитику берут на вооружение даже компании, которые больше про офлайн: ВТБ, Сбербанк, ПИК и другие.

Кстати, на западе многие продуктовые подходы впервые появились именно в производственных офлайн-компаниях и лишь позже пришли в IT. Например, метод OKR (Objectives and Key Results). У нас в стране, наоборот, — офлайн-компании перенимают практики у онлайновых.

— Есть ли смысл идти на эту специальность жителю маленького города?

— Там тоже есть бизнесы, но скорее эта профессия востребована в городах с населением более 500 тысяч человек. Я из Калининграда — там можно найти работу и не хватает таких специалистов.

— Это сугубо офисная работа? Аналитик должен постоянно находиться в гуще событий?

— Продуктовый аналитик должен понимать, куда движется рынок, что происходит с конкурентами, как меняется продукт. На мой взгляд, любые выводы, полученные на основе цифр, очень важно подтверждать жизнью. То есть количественные исследования хороши только в сочетании с качественными, и наоборот.

Сейчас появляется все больше распределенных команд, и устроиться на удаленку аналитик в принципе может, но не так легко, как программист. Этот путь потребует дополнительных знаний и навыков. У человека должна быть хорошая математическая подготовка или техническая база — как компенсация за более долгое погружение в бизнес.

— Какими личными качествами, на твой взгляд, важно обладать аналитику?

— Любопытством, интересом к тому, что тебя окружает. Аналитик похож на исследователя, который выясняет то, чего мы раньше не знали или не замечали. Плюс важно уметь мыслить системно, чтобы видеть структуру.

По практическим навыкам продуктовые аналитики ближе к менеджерам. Но есть еще аналитики, которые специализируются на сборе и обработке данных. Такому сотруднику важнее знание технологий, а по скиллам он ближе к инженеру или программисту.

— Сколько длится твой блок и какие практические проекты сделают студенты?

— В блоке восемь занятий, на которых будут практические задания двух типов:

  1. Подробно разбираем известные сервисы.
  2. Студенты тренируются на своих проектах или чужих сервисах, которые сами выбрали.

Вместе мы выстроим систему метрик, обозначим вещи, на которых нужно сосредоточиться, чтобы обеспечить бизнесу наибольший рост.

Маркетинг, веб- и мобильная аналитика

Дмитрий Баланин — 10 лет в маркетинге и аналитике для рынков России, Германии и Китая. Развивал performance marketing и аналитику в «Эльдорадо», Яндексе и OneTwoTrip. Сейчас — CEO Room42.ru и CEO Differture.com.

— Дмитрий, твой блок — хронологически первый в программе — закладывает фундамент для дальнейшего изучения профессии. Почему студентам так важно вначале познакомиться с основами маркетинга?

— Потому что аналитика — инструмент, а не самоцель. Можно бесконечно собирать информацию о посетителях, их взаимодействии с продуктом, продажах, но зачем? Только после ответа на этот вопрос создаются полезные бизнесу решения.

Основные заказчики аналитики сегодня — маркетинг и сфера продаж. Они хотят знать, насколько правильно выстроен каждый этап их общения с клиентом. И здесь важно помнить, что коммуникации — это не только реклама на сторонних площадках, но и взаимодействие пользователя с приложением через интерфейс.

За четыре недели занятий мы со студентами на примерах разберем, как решать задачи, которые ставят перед аналитиком маркетинг и другие заказчики: внутренние и внешние.

А еще мы подробно рассмотрим инструменты для исследования рынка, анализа сайтов и мобильных приложений, организации A/B-тестирования.

— Будут ли реальные кейсы? И какие проекты выполнят слушатели за время обучения?

— Курс целиком построен на практическом опыте: моем и компании, где мы уже реализовали более 150 аналитических проектов.

Выполняя практические задания к урокам, студенты будут решать обычные задачи продуктового аналитика: формировать KPI для проектов, настраивать аналитические инструменты, экспериментировать с интерфейсом продукта и оценивать, на каком варианте лучше остановиться.

Студенты узнают, как строить систему аналитики для разных индустрий и типов продукции. Мы также разберем типичные ошибки аналитика и как их заблаговременно обходить.

Презентация данных и аналитическая культура в компании

Евгений Малахов — 5 лет в разработке продуктов, маркетинге и аналитике. За последние два года реализовал более 100 аналитических проектов, в том числе для Pepsico, Philip Morris, KIA, Газпром. COO проекта Room42.ru. Победитель пяти всероссийских конкурсов по бизнес-проектам.

— Евгений, чему конкретно учит блок, посвященный презентации данных?

— Этот блок помогает студентам взаимодействовать с командой, правильно объяснять и преподносить результаты своей работы, подстраиваться под меняющиеся условия, в которых приходится выполнять задачи.

Умение делиться результатами своей работы и делать их полезными для других стейкхолдеров — один из важнейших навыков аналитика. Вы можете месяцами обрабатывать данные, готовить и представлять блестящие решения по улучшению бизнеса, но они так и не будут реализованы, если вы не донесете до людей, в чем ценность каждого решения и насколько окупится его внедрение.

— Какие конкретно инструменты и методы нужно изучить, чтобы правильно преподносить свои результаты? И есть ли в учебной программе реальные кейсы?

— Да, мы разбираем материал на реальных примерах. Главное, чему я научу студентов за две недели:

  • смотреть на проблемы и задачи с позиций бизнеса;
  • смотреть на проблемы и задачи с позиции дизайнера, разработчика, таргетолога, подрядчика и любого другого участника команды.

По итогам занятий студенты:

  1. Сделают презентацию для менеджмента, где обоснуют внедрение сквозной аналитики в компании.
  2. Подготовят документацию для разработчиков и рекламщиков.

Аналитик — тот человек, который наглядно объясняет всей команде (от руководства до разработчиков), какие цели наиболее приоритетны, на какие метрики ориентироваться в данном проекте и почему сейчас нужно заняться именно аналитикой, а разработку дополнительных «фич» отодвинуть на второй план.

Работа с Power BI, DAX и Power Query

Константин Севастьянов — 7 лет в информационно-аналитическом подразделении ФСО РФ, полтора года в онлайн-кинотеатре TVzavr — создавал инфраструктуру и развивал аналитику практически с нуля. С июля 2018 развивает аналитику в «Ситимобил» (сервис заказа такси) в условиях быстрого роста компании, внедряет аналитическую базу данных и BI-инструменты.

— Константин, чему научатся студенты и что они смогут делать с помощью Power BI?

— Научатся визуализировать информацию и отвечать на вопросы бизнеса, смогут подготавливать, очищать и обрабатывать данные, выбирать различные визуализации в зависимости от типа входных данных.

Но, помимо технических моментов, мне важно донести до студентов, что главный инструмент аналитика — это здравый смысл, а Power BI лишь упрощает работу и помогает быстрее получать информацию в наглядном виде.

— Сделают ли слушатели практический проект за время учебы?

— Думаю, это будет проект на примере сервиса такси, где студенты смогут использовать сгенерированный набор данных.

Работа с Python, pandas и SQL

Илья Браславский — Data Scientist в «Ситимобил». Анализировал финансовые данные в BlackmoonFG и геологические данные в Сколтехе. Окончил магистратуру МФТИ по направлению «Интеллектуальный анализ данных».

— Илья, зачем продуктовому аналитику изучать Python? И, в частности, библиотеку для научных вычислений pandas?

— Python — один из самых простых с точки зрения синтаксиса языков программирования, и в последние несколько лет он стал де-факто индустриальным стандартом для задач анализа данных. Например, та же библиотека pandas позволяет в несколько строчек кода посчитать ряд статистик для данных: математическое ожидание, медиану, дисперсию.

— Сколько длится блок? Много ли практических заданий нужно будет сделать студентам в ходе или по итогам занятий?

— Блок будет состоять из 7 занятий. В начале мы разберем основы синтаксиса и основные библиотеки для анализа данных. После этого студентов ждет введение в теорию вероятности и математическую статистику. Финальное занятие посвятим обзору ряда инструментов разработчика.

Практические задачи обязательно будут сопровождать каждое занятие. Каким будет итоговый проект по Python для аналитиков — посмотрим, но вводные данные для него студенты, безусловно, получат.

Остались вопросы? Напишите консультанту в чат или оставьте комментарий к статье. Записаться на курс продуктовой аналитики в GeekBrains можно прямо сейчас.

Пройти обучение

30 май 19, 17:41
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Аналитика Big Data: о новом факультете GeekUniversity

GeekUniversity запустил факультет аналитики Big Data (больших данных), и мы спешим рассказать о нем.

Наш сегодняшний собеседник — Сергей Ширкин — декан факультета и Data Scientist с опытом работы в таких компаниях, как Сбербанк, Росбанк, бюро кредитной истории Equifax. Он занимался автоматизацией финансовых технологий, строил финансовые модели на основе машинного обучения, прогнозировал просмотры рекламы с применением методов ИИ. Сейчас Сергей работает в компании Dentsu Aegis Network Russia, преподает в GeekBrains, возглавляет факультет искусственного интеллекта и новый факультет аналитики больших данных в GeekUniversity.

Сергей, привет! Расскажи, пожалуйста, почему из направления Data Science в GeekUniversity выделился факультет аналитики Big Data.

— Привет! Дело в том, что крупным компаниям нужны специалисты, которые умеют работать не просто с искусственным интеллектом, но и с большими объемами данных. С объемами, которые не обработаешь на обычном офисном компьютере или сервере: тут требуются другие мощности, а главное — алгоритмы распределенных вычислений.

Следовательно, нужны и специалисты, с такими алгоритмами знакомые.

Системы обработки больших данных — это высоконагруженные системы. Они нуждаются в осторожной грамотной эксплуатации. Не все специалисты, которые работают с искусственным интеллектом, хотят заниматься большими данными и сталкиваться с трудностями на этом пути. Тем более, для многих аналитических задач большие данные не нужны. Миллионы и десятки миллионов наблюдений, зафиксированных в базе, — это еще не Big Data. Здесь мы имеем дело с малыми и средними данными.

Специалист Data Science обычно работает с датасетом в несколько гигабайт. А большие данные измеряются в терабайтах и даже петабайтах. Для их обработки нужны кластеры машин и такие технологии, как Hadoop, Spark.

Насколько разных специалистов готовят факультеты искусственного интеллекта и анализа больших данных?

— У факультетов искусственного интеллекта и аналитики больших данных общий фундамент: и там и тут применяются статистика и машинное обучение. Но, когда у вас очень много данных, нужно знать специализированные библиотеки и технологии, прежде всего — экосферу Hadoop и парадигму MapReduce. Плюс понадобится технология Spark — более новая, чем MapReduce, и предназначенная для распределенных алгоритмов, в том числе для машинного обучения на больших данных.

Учатся на обоих факультетах одинаково по времени?

— Да, по полтора года — три семестра. Но на факультете аналитики Big Data есть дополнительные курсы, на которых студенты знакомятся с инфраструктурой (теми же Hadoop и Spark), узнают особенности работы именно с большими данными.

Получается, на факультете Big Data изучение аналитики глубже, а на Data Science — охват шире?

— Можно и так сказать. На факультете ИИ больше времени уделяется математике, компьютерному зрению, обработке естественного языка. Но, как я уже сказал, база одна.

Приведи примеры задач, которые аналитики больших данных решают в разных сферах: в банках, торговле, IT, телекоме, логистике и транспорте, консалтинге.

— В банках можно в реальном времени анализировать транзакции и тут же строить сложные модели. Малые или средние данные можно было бы сначала агрегировать и обработать, а с большими часто приходится работать в реальном времени: анализировать миллиарды транзакций и реагировать на них.

У кого еще много данных? У операторов связи: они ежедневно получают информацию терабайтами, и для работы с ней нужны специальные инструменты. Мы можем посмотреть, сколько SMS человек отправляет в день, и предложить ему подходящий тариф. Это делается, чтобы не терять клиентов. Пользователей миллионы, они постоянно делают звонки, и в результате у оператора формируется, условно говоря, таблица с миллионами строк. Чтобы это обработать, нужен кластер Hadoop, Spark и так далее.

С банками и операторами связи понятно. А другие примеры?

— В обработке Big Data может нуждаться сеть супермаркетов, которая делает свою рекомендательную систему.

Такая система составляет профиль клиента, где учитывает, какие покупки он делает. С ее помощью можно сообщать пользователю о подходящих акциях и скидках на интересные ему товары.

Получается, аналитик не только обрабатывает данные постфактум, но пишет сценарии реагирования: как система будет отвечать на события?

— Можно и постфактум анализировать, но для работы с большими данными в любом случае нужно хорошо программировать. Потому что ты имеешь дело не с таблицей Excel, а с массивом, к которому без специальных инструментов не подступишься, — для его обработки нужны библиотеки на Python. И уже с их помощью ты можешь формировать отчеты, строить графики или выводить результаты еще в каком-то виде.

Главное — понимать, что у аналитика Big Data нет готового приложения, где можно что-то вычислить и получить результат нажатием одной кнопки.

Python — это сейчас стандарт в области анализа больших данных?

— Да. В принципе, для этих задач можно использовать и Java, но по вакансиям в сфере аналитики данных видно, что работодатели в первую очередь требуют именно знание Python. Потому что под него больше популярных инструментов: библиотек для машинного обучения, просмотра данных и построения графиков.

Есть два подхода к анализу данных. Либо это Ad hoc — когда один раз смотришь нужный показатель на лету. Либо это система, которая работает и мониторит что-то ежедневно. Как правило, сначала аналитик делает множество запросов ad hoc, чтобы представить себе структуру данных и сориентироваться. А дальше он пишет приложение для регулярной работы с данными.

Можно пример, который иллюстрирует эти два подхода?

— Допустим, ты анализируешь сообщения в Twitter. Ты можешь разово найти десять самых популярных твитов месяца и вывести на одну страницу. Либо ты создашь решение, которое будет каждый день анализировать посты и выявлять тенденции: смотреть, как меняется популярность бренда по месяцам, например. Владелец бренда сможет учитывать это при разработке рекламных кампаний.

Результаты анализа больших данных более репрезентативны, чем то, что дает опрос тысячи человек или фокус-группы. И обходится работа аналитика в итоге дешевле, чем регулярное проведение опросов.

А если система работает в режиме реального времени, анализировать данные можно мгновенно, что позволяет быстрее реагировать на ситуацию.

Что такое предиктивная аналитика? Из названия ясно, что она связана с прогнозированием. Но как именно это работает?

— У нас есть данные, на основе которых мы строим прогноз: либо общий (пытаемся уловить тенденции), либо частный.

Пример частного прогноза в финансовой сфере — кредитный скоринг. Банки присваивают каждому клиенту балл «благонадежности»: насколько вероятно, что он вернет кредит. Для этого анализируют его историю поведения: какие кредиты брал, как отдавал, допускал ли просрочки по выплатам. Представь себе число клиентов крупного банка, и по каждому надо проанализировать множество транзакций.

У транспортных и логистических компаний тоже есть большие данные. Какие решения нужны в этой сфере? Прогнозирование дорожной ситуации в конкретное время в конкретном месте?

— Есть сервис «Яндекс.Пробки», да. Он строит прогнозы, в том числе на основе прошлых данных по разным участкам дороги. Но я сейчас другой пример вспомнил.

Вдоль шоссе висят щиты-экраны, на которых можно показывать любые рекламные заставки. И есть программа, которая отслеживает номера телефонов в радиусе ста метров, например. То есть система знает, кто едет по шоссе.

Дальше она анализирует связанную с этими номерами информацию: историю покупок, посещения сайтов и интернет-магазинов. Быстрый подсчет позволяет выводить на щиты рекламу, более актуальную для проезжающей в данный момент аудитории.

А откуда система берет информацию по телефонам, тем более с привязкой к магазинам и сайтам? Для этого нужно работать с какими-то специальными базами, магазинами данных?

— Интернет-сервисы обмениваются обезличенными данными в рамках закона. Системе управления рекламными щитами не нужны ваши имена и фамилии — ей достаточно знать ID, привязанный к SIM-карте. И она может получать от партнерских сервисов информацию по такому абстрактному пользователю. Купит ли владелец сервиса эти данные или обменяет «бартером» — второй вопрос. Это сложная тема, связанная с юридическими моментами, но в принципе организации у нас имеют право обмениваться неперсонифицированными данными.

Как выглядит карьерная лестница аналитика данных? Какие в этой сфере перспективы развития?

— Рядовой аналитик вырастает в тимлида — руководителя отдела или его подразделения. Главу отдела аналитики зачастую называют директором направления R&D (Research and Development) или отдела Data Science.

Можно стать начальником аналитического департамента или управления, если такие подразделения в компании есть. Плюс, естественно, есть градация Junior, Middle, Senior.

Какие проекты сделают студенты за время обучения? На странице факультета программа обучения есть, но интересно, как она будет раскрываться в реальных проектах.

— Из того, что уже утверждено, могу назвать четыре проекта:

  1. Предсказание цены на недвижимость (курс «Python для Data Science», первая четверть).
  2. Прогнозирование оттока клиентов сотового оператора (курс «BigData. Введение в экосистему Hadoop», вторая четверть).
  3. Построение модели кредитного скоринга для банка (курс «Машинное обучение. Часть 1», четвертая четверть).
  4. Рекомендательная система для интернет-магазина (курс «Машинное обучение. Часть 2», четвертая четверть).

— Про модель кредитного скоринга, телеком и рекомендательные системы мы уже говорили, а вот предсказание цены на недвижимость — это как будет выглядеть? Берется массив данных за некий период и постфактум анализируется?

Берем квартиры за определенный период времени. Известны их характеристики: метраж, этажность, количество комнат, местоположение дома, экология в районе и так далее. Строим модель предсказания цен — и после этого для других квартир можем в автоматическом режиме вычислять наиболее вероятную стоимость.

— Для проектов готовые большие данные студентам предоставят?

Да, студенты будут работать с готовыми датасетами.

— Сергей, спасибо, что рассказал о факультете и о работе аналитика Big Data. Я наконец поняла, чем на практике эта специальность отличается от смежных. Надеюсь, читатели тоже теперь лучше представляют себе профессию, о которой мы говорили.

Пройти обучение

15 май 19, 16:26
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Показаны все темы: 2

Последние комментарии

нет комментариев
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru